В оглавление

        Видение матроса Силаева с крейсера «Алмаз»
 
   Из книги архимандрита Пантелеимона «Жизнь, подвиги,
   чудеса и пророчества святого праведного отца нашего
           Иоанна, Кронштадтского чудотворца» 
 
   «В первую же ночь после причастия, рассказывает матрос
Силаев,  -  видел  я страшный сон. Вышел  я  на  огромную
поляну,  которой конца-краю нет; сверху, ярче  солнечного
льется свет, на который нет мочи взглянуть, но этот  свет
не  доходит до земли, и она как будто вся окутана  не  то
туманом,  не дымом. Вдруг в небесах раздалось  пение,  да
такое   стройное,  умилительное:  «Святый  Боже,   Святый
Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас!» Несколько  раз
повторилось оно, и вот, вся поляна заполнилась  людьми  в
каких-то  особых одеяниях. Впереди всех был наш Государь-
мученик  в царской порфире и короне, держа в руках  чашу,
до  краев  наполненную  кровью.  Справа  рядом  с  ним  -
прекрасный отрок, Наследник Цесаревич, в мундирчике, тоже
с  чашей  крови  в руках, а сзади них, на коленях  -  вся
умученная  Царская  семья в белых одеждах,  и  у  всех  в
руках  - по чаше крови. Впереди Государя и Наследника  на
коленях,  воздев руки к небесному сиянию, стоит и  горячо
молится о. Иоанн Кронштадтский, обращаясь к Господу Богу,
словно к существу живому, словно он видит Его, за Россию,
погрязшую в нечисти. От этой молитвы меня в пот  бросило:
«Владыко  Всесвятый,  виждь кровь  сию  невинную,  услыши
стенания  верных  чад  Твоих,  иже  не  погубиша  таланта
Твоего,  и  сотвори  по великому милосердию  Твоему  ныне
павшему  избранному  народу Твоему! Не  лиши  его  Твоего
святого  избранничества, но восстави ему разум  спасения,
похищенный у него по простоте его мудрыми века сего,  да,
поднявшись  из  глубины падения,  и  на  крылах  духовных
воспаряя  в  горняя,  прославят  во  вселенной  имя  Твое
пресвятое.  Верные  мученики молят  Тя,  принося  Тебе  в
жертву  кровь  свою.  Приими ее  во  очищение  беззаконий
вольных  и  невольных народа Твоего, прости  и  помилуй».
После  этого Государь поднимает чашу с кровью и  говорит:
«Владыко,  Царю  царствующих  и  Господь  господствующих!
Приими кровь мою и моей семьи во очищение всех вольных  и
невольных прегрешений народа моего, Тобою мне вверенного,
и   возведи   его  из  глубины  падения  нынешнего.   Вем
правосудие  Твое, но и безграничную милость  благоутробия
Твоего. Вся прости и милостивно помилуй, и спаси Россию».
За  ним,  простирая  вверх  свою  чашу,  детским  голосом
заговорил   чистый  отрок  Царевич:  «Боже,   воззри   на
погибающий  народ  Твой, и простри ему  руку  избавления.
Боже Всемилостивый, приими и мою чистую кровь во спасение
невинных детей, на земле нашей развращаемых и гибнущих, и
слезы мои за них приими». И зарыдал мальчик, расплескивая
свою  кровь  из  чаши  на землю. И  вдруг  все  множество
народа, опускаясь на колени и воздевая свои чаши к  небу,
в  один  голос начало молить: «Боже, Судия праведный,  но
добрый милующий Отец, приими кровь нашу во омовение  всех
скверн,  содеваемых  на земле нашей,  и  в  разуме,  и  в
неразумии,  ибо како может творить человек неразумное,  в
разуме  сущи! И по молитвам святых Твоих, в  земле  нашей
милостию   Твоею   просиявших,   верни   народу    Твоему
избранному, в сети сатанинские впавшему, разум  спасения,
да  расторгнет он эти сети губительные. Не  отвратися  от
него   до   конца,   и  не  лиши  его   Твоего   великого
избранничества, да восстав из глубины падения своего,  во
всей  вселенной прославит великолепое имя Твое,  и  верно
послужит   Тебе  до  конца  веков».  И  вновь  на   небе,
трогательнее  прежнего, раздалось  пение  «Святый  Боже».
Я  чувствую,  у  меня по спине словно мурашки  бегают,  а
проснуться  не могу. И слышу напоследки - по  всему  небу
пронеслось  торжественное пение «Славно  бо  прославися»,
неумолкаемо  перекатывающееся  от  одного  края  неба  до
другого.  Поляна вмиг опустела и стала как  будто  совсем
другая.   Множество  церквей  вижу,  и  такой  прекрасный
колокольный  перезвон  разливается,  душа  возрадовалась.
Подходит ко мне о. Иоанн Кронштадтский, и говорит: «Божье
солнышко взошло над Россией снова. Смотри, как оно играет
и  радуется!  Теперь великая Пасха на Руси,  там  Христос
воскрес.  Ныне  все Силы небесные радуются,  и  ты  после
раскаяния  своего  от девятого часа потрудился,  приимешь
мзду свою от Бога».
 
 
                 Сон митрополита Макария
 
   Вскоре   после   революции   1917   года   митрополиту
Московскому  Макарию,  беззаконно  удаленному  с  кафедры
Временным  правительством, мужу поистине «яко единому  от
древних», было видение: «Вижу я, - так рассказывает он, -
поле,  по  тропинке идет Спаситель. Я -  за  Ним,  и  все
твержу: "Господи, иду за Тобой!" - а Он, оборачиваясь  ко
мне,  все отвечает: "Иди за Мной!" Наконец, подошли мы  к
громадной  арке, разукрашенной цветами.  На  пороге  арки
Спаситель  обернулся  ко  мне и  вновь  сказал:  "Иди  за
Мной!"  -  и вошел в чудный сад, а я остался на пороге  и
проснулся. Заснувши вскоре, я вижу себя стоящим в той  же
арке,  а  за  нею  со Спасителем стоит  Государь  Николай
Александрович.  Спаситель говорит  Государю:  "Видишь,  в
Моих  руках  две  чаши.  Вот эта -  горькая,  для  твоего
народа, а другая, сладкая, для тебя". Государь падает  на
колени и долго молит Господа дать ему выпить горькую чашу
вместо  его  народа.  Господь  долго  не  соглашался,   а
Государь  все неотступно молил. Тогда Спаситель вынул  из
горькой  чаши  большой раскаленный уголь  и  положил  его
Государю на ладонь. Государь начал перекладывать уголь  с
ладони   на   ладонь   и  в  то  же  время   телом   стал
просветляться, пока не стал весь пресветлый, как  светлый
дух.  На этом я опять проснулся. Заснув вторично, я  вижу
громадное  поле,  покрытое  цветами.  Стоит  среди   поля
Государь,  окруженный множеством народа, и своими  руками
раздает  ему  манну. Незримый голос в это время  говорит:
"Государь  взял вину русского народа на себя,  и  русский
народ прощен"». В чем тайна силы молитвы Государя? В вере
в Господа и в любви к врагам. Не за эту ли веру Сын Божий
обещал  такую силу молитвы, которая может двигать горами?
И  сегодня  мы  снова  и  снова  размышляем  о  последнем
напоминании святого Царя: «Зло, которое в мире, будет еще
сильней, но не зло победит, а любовь».
 
                           ***
 
   Также  вскоре  после  прославления Зарубежной  Русской
Православной  Церковь  св. Новомучеников  и  Исповедников
Российских  один  соучастник  этого  торжества  в  сонном
видении видел Государя в великой небесной славе. Ему было
сказано,  что у Бога на Небе Государь стоит первым  после
равноапостольного   князя  Владимира   -   крестителя   и
просветителя  всего русского народа. Было сказано  и  то,
что  Государь по-прежнему любит Россию и заботится  о  ее
благе  и  о  благе всех тех, кто делает добро  для  своей
родины,   что   Государыня  и  Дочери  оказывают   помощь
нуждающимся, скорбящим и страждущим, точно так же, как  и
раньше  они  в  миру это делали во время  Первой  мировой
войны.
 
 
                Из кн. прот. М. Польского
 
   В  русской эмигрантской печати сообщено (в 1947 г.)  о
дерзновенном  молитвенном  призывании  Царской  семьи   в
опасности, когда сотня казаков, потеряв связь с обозом  и
войском,  оказалась  в  окружении  красных  среди  болот.
Священник  о.  Илия  призвал  всех  к  молитве,   говоря:
«Сегодня день памяти нашего Царя-мученика. Сын его, отрок
Алексий-Царевич  был  войск казачьих  Атаманом  почетным.
Попросим  их,  чтобы  ходатайствовали  пред  Господом   о
спасении христолюбивого воинства казачьего».
   И  отец Илия отслужил молебен «Царю-мученику, Государю
Российскому». А припев на молебне: «Святые мученики  дома
Царского, молите Бога о нас».
   Пела  вся  сотня  и  обоз. В конце молебна  отец  Илия
прочитал   отпуст:   «Молитвами   святого   Царя-мученика
Николая,  Государя  Российского,  Наследника  его  отрока
Алексия  Царевича, христолюбивых войск казачьих  атамана,
благоверныя Царицы-мученицы Александры и чад ея  Царевен-
мучениц помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец».
   На   возражения,  что  эти  святые  мученики  еще   не
прославлены  и  чудеса  от них еще  не  явлены,  о.  Илия
возразил:  «А  вот  молитвами их  и  выйдем...  А  вот  и
прославлены они... Сами слыхали, как народ прославил  их.
Божий  народ...  А  вот и покажет нам путь  святой  отрок
Алексий-Царевич. - А вот не видите вы чуда гнева Божия на
Россию  за  неповинную кровь их... А вот  явления  узрите
спасением чтущих святую память их... А вот указание вам в
житиях  святых  чтите, когда на телесах святых  мучеников
без всякого прославления христиане храмы строили, лампады
возжигали,   молились   таковым   яко   предстателям    и
ходатаям...»
   Сотня  и  обоз  из окружения вышли чудесным  открытием
о. Илии.
   Шли  и  по колено, и по пояс, проваливались по  шею...
Лошади  вязли,  выскакивали, опять шли... Сколько  шли  и
устали ли, не помнят. Никто ничего не говорил. Лошади  не
ржали...  И  вышли... 43 женщины, 14  детей,  7  раненых,
11  стариков и инвалидов, 1 священник, 22 казака -  всего
98  человек и 31 конь. Вышли прямо на ту сторону  болота,
угол  которого  занимали  казаки,  сдерживающие  обходное
движение  красных, прямо в середину своих.  Из  окрестных
жителей никто не хотел верить, что прошли они этим путем.
И  шума перехода не слыхал неприятель. И следа, куда ушли
отрезанные  не могли утром установить красные  партизаны.
Были люди - и нет их!
 
 
                     Чудеса в Сербии
 
   30  марта  1930  года  была  опубликована  в  сербских
газетах   телеграмма,  что  православные  жители   города
Лесковац   в  Сербии  обратились  к  Синоду  Православной
Сербской Церкви с просьбой поднять вопрос о причислении к
лику   святых  покойного  русского  Государя   Императора
Николая  II,  бывшего не только самым гуманным  и  чистым
сердцем   правителем  русского  народа,  но  и  погибшего
славною  мученической смертью. В сербской  печати  еще  в
1925  году  появилось описание того,  как  одной  пожилой
сербке, у которой на войне двух сыновей убили, а  один  -
без  вести  пропал,  считавшей  последнего  тоже  убитым,
однажды,  после  горячей  молитвы  за  всех,  погибших  в
минувшую  войну,  было  видение. Бедная  мать  заснула  и
увидела во сне Императора Николая II, сказавшего ей,  что
сын  ее  жив и находится в России, где он вместе с  двумя
убитыми  своими братьями боролся за славянское дело.  «Ты
не  умрешь,  -  сказал русский Царь, -  пока  не  увидишь
своего  сына».  Вскоре после этого  вещего  сна  старушка
получила  известие,  что сын ее жив,  и  через  несколько
месяцев после того она, счастливая, обнимала его живым  и
здоровым,  прибывшим  из России на  родину.  Этот  случай
чудесного  явления  во сне покойного  и  горячо  любимого
сербами русского Императора Николая II разошелся по  всей
Сербии,  и  передавался из уст в уста. В  сербский  Синод
начали  поступать  со  всех сторон сведения  о  том,  как
горячо  сербский народ, особенно простой, любит покойного
русского  Императора и почитает его  святым.  11  августа
1927  года  в газетах в Белграде появилось извещение  под
заглавием «Лик Императора Николая II в сербском монастыре
святого  Наума,  что на Охридском озере».  Это  сообщение
гласило: «Русский художник и академик живописи Колесников
был приглашен для росписи нового храма в древнем сербском
монастыре  святого  Наума, причем ему была  предоставлена
полная  свобода творческой работы в украшении внутреннего
купола  и  стен.  Исполняя эту работу,  художник  задумал
написать   на   стенах  храма  лики  пятнадцати   святых,
размещенных в пятнадцати овалах. Четырнадцать ликов  были
написаны  сразу же, а место пятнадцатого долго оставалось
пустым,  так как какое-то необъяснимое чувство заставляло
Колесникова  повременить. Однажды в  сумерках  Колесников
вошел   в   храм.  Внизу  было  темно,  и  только   купол
прорезывался   лучами  заходящего   солнца.   Как   потом
рассказывал  сам Колесников, в этот момент в  храме  была
чарующая игра света и теней. Все кругом казалось неземным
и   особенным.  В  этот  момент  художник   увидел,   что
оставленный им незаполненным чистый овал ожил, и из него,
как  из рамы, глядел скорбный лик Императора Николая  II.
Пораженный   чудесным   явлением  мученически   убиенного
русского  Государя, художник некоторое время  стоял,  как
вкопанный,  охваченный каким-то оцепенением.  Далее,  как
описывает   сам  Колесников,  под  влиянием  молитвенного
порыва  он приставил к овалу лестницу и, не нанося  углем
контуры  чудного  лика, одними кистями  начал  прокладку.
Колесников не мог спать всю ночь, и едва забрезжил  свет,
он  пошел в храм и, при первых утренних лучах солнца, уже
сидел  наверху  лестницы,  работая  с  таким  жаром,  как
никогда.   Как  пишет  сам  Колесников,  "Я   писал   без
фотографии. В свое время я несколько раз видел  покойного
Государя,  давая ему объяснения на выставках.  Образ  его
запечатлелся  в  моей памяти. Я закончил свою  работу,  и
этот   портрет-икону   снабдил  надписью:   Всероссийский
Император  Николай  II, принявший мученический  венец  за
благоденствие и счастье славянства". Вскоре  в  монастырь
приехал командующий войсками Битольского военного  округа
генерал  Ростич.  Посетив  храм,  он  долго  смотрел   на
написанный  Колесниковым  лик покойного  Государя,  и  по
щекам его текли слезы. Затем, обратившись к художнику, он
тихо  промолвил: "Для нас, сербов, это есть и будет самый
великий, самый почитаемый из всех святых"».
   Этот   случай,  равно  как  и  видение  старой  сербки
объясняет  нам,  почему жители города  Лесковац  в  своем
прошении   Синоду  говорят,  что  они  ставят   покойного
русского   Государя   Императора  наравне   с   сербскими
народными   святыми  -  Симеоном,  Лазарем,  Стефаном   и
другими.  Кроме приведенных случаев о явлениях  покойного
Государя отдельным лицам в Сербии, имеется сказание,  что
ежегодно  в  ночь накануне убиения Государя и его  семьи,
русский  Император  появляется в  кафедральном  соборе  в
Белграде,  где  молится  перед иконой  святого  Саввы  за
сербский народ. Затем, согласно этому сказанию, он пешком
идет  в  главный штаб, и там проверяет состояние сербской
армии.   Это   сказание  широко  распространилось   среди
офицеров и солдат сербской армии.
 
 
                 Пожелание Царя-мученика
 
             Рассказ преп. Кукши (Величко).
            «Русский паломник», № 3, 1991 г.
 
   Когда мне исполнилось 14 лет, дома я уже не жил, а был
послушником в монастыре, а потом семинарию окончил и в 19
лет  стал иеромонахом. Был царским священником, ездил  по
вагонам причащать раненых солдат. Случилось так, ехали мы
с  фронта, везли целый вагон раненых. Они были положены в
три  этажа,  даже  повесили люльки  для  тяжело  раненых.
В  дороге, на ходу, у нас совершалась литургия с 7 до  10
утра.  Все  солдаты  посходились  со  всех  вагонов,   за
исключением  дежурных, но в этот раз и  дежурные  пришли,
так  как  день был воскресенье по Божьему промыслу.  Один
вагон  был  церковь,  другой  кухня,  дорожная  больница.
Состав большой - 14 вагонов. Когда мы подъезжали, где шел
самый   бой,  австрийцы  неожиданно  сделали  засаду,   и
перевернули  все вагоны, за исключением четырех  вагонов,
которые   остались   невредимыми  по  промыслу   Божьему.
Проскочили  чудом,  все  солдаты  были  спасены,  и   еще
удивительно, что и линия была повреждена. Сам Господь нас
вынес  из  такого огня. Сам Господь нас вынес  из  такого
огня. Приехали в Царьград (царствующий град Петербург), а
нас  там  уже  встречали. Выходим из вагонов,  смотрим  -
дорожка  метров  20 в длину постлана с вокзала  до  самой
площади. Сказали, что приехал Царь (Император Николай II)
и  хочет  нас  всех видеть. Мы выстроились  в  два  ряда,
солдаты  и  священники из разных поездов. В руках  держим
кресты  служебные  и  хлеб с солию.  Приехал  Царь,  стал
посреди  нас  и  сказал  речь:  «Святые  Отцы  и  Братия!
Благодарю вас за подвиги. Пусть же Бог пошлет на вас Свою
благодать.  Желаю  вам  уподобиться Сергию  Радонежскому,
Антонию и Феодосию Печерским и в будущем молиться за  нас
всех  грешных». Так все и исполнилось. После его слов  мы
все, военное духовенство, попали на Афон. И все, кому  он
пожелал святости, были схимники, в том числе и я грешный.
 
   Чтобы  лучше понять значение для о. Кукши этой встречи
с Царем, познакомимся с некоторыми эпизодами его жизни.
   «Это  было  на  берегу моря: (в ссылке - Ред.)  холод,
мороз,  снег, а мы все голодные, еще больше мерзнем,  все
монахи  да  священники. Присел я к плоту с краю,  молюсь,
прошу Господа: "Господи, Ты всевидящий, Ты пророков Своих
кормил,  не оставляя их, а Твой раб голоден, не остави  и
нас,  Господи.  Дай силу в труде и терпении,  в  холоде".
Смотрю  - ворон летит, в когтях его буханка хлеба белого,
какого  мы  давно не видели, и какая-то связка.  Несет  и
прямо мне на колени положил. Смотрю, а в свертке колбаса,
наверное,  больше,  чем  1  кг.  Позвал  я  епископа,  он
благословил,  раздал всем. Мы возблагодарили  Господа  за
Его великую милость к нам, грешным. Господь нас подкрепил
на целый день. На третий день опять мы работали на снегу,
сел я отдохнуть, а есть хочется. Утром перед работой дали
по  сухарику.  Если б не Господь - никто бы не  выдержал,
работа  тяжелая. Сижу и думаю: "Господи, не  остави  нас,
грешных". Слышу шум какой-то. Неподалеку от нас  приехала
машина  с пирогами, продуктами для вольнонаемных рабочих.
Сгружали  пирожки,  как видно к обеду.  На  них  налетели
вороны  и поднялся шум. Один ворон летит ко мне, в когтях
у  него  пирожки, в одном два, в другом три.  Подлетел  и
опустил на колени мне».
   О.  Кукша - святой человек, который может дать изнутри
подлинную оценку святости. Он знает, по чьему ходатайству
сподобился он благодати схимничества. Чудо, которое  было
с  ним  в ссылке, и чудо спасения всех в поезде в четырех
вагонах  благодаря Божественной Литургии, когда остальные
десять вагонов были смяты бомбовыми ударами, он ставит  в
один ряд с чудом Царского пожелания.
 
 
              В день убиения Царской семьи
 
        Рассказ монаха Бориса, (в схиме Николая)
               «Русский паломник» №4, 1991
 
   Подобно тому, как отречение Государя 2 марта 1917 года
запечатлелось явлением чудотворного образа Божией  Матери
Державной  -  убиение Царской семьи было событием  Церкви
земной и небесной.
   1918  года  17 июля вечером мы приехали  с  покоса  на
пароходе  в  девятом  часу.  Поуставши,  поужинал   я   в
трапезной  и  выпил  чайку.  Пришел  в  келлию,  прочитал
молитву  на  сон  грядущий, перекрестил  постель  на  все
четыре  стороны с молитвой «Да воскреснет Бог» и  прочее.
Поуставши, я заснул крепким сном.
   Полночь.   Во   сне   слышу   радостное   и   приятное
торжественное пение. На душе стало ясно, и я  от  радости
запел  эту  песнь  громко, во весь  голос:  «Хвалите  Имя
Господне.   Хвалите  рабы  Господа.  Аллилуия,  Аллилуия,
Аллилуия.   Благословен  Господь  от  Сиона,   живый   во
Иерусалиме.  Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия.  Исповедайтеся
Господеви,  яко  благ, яко во век милость Его.  Аллилуия,
Аллилуия, Аллилуия». От радостного громкого звука пения я
проснулся.  Душа  была  точно  не  своя,  так  приятно  и
радостно. Я повторял про себя эту песнь Господню, сидя на
койке  и  размышляя,  почему  так  сильно  пел  во   сне.
Осмотрелся я: кругом было темно, потому и не мог  видеть,
который  был  час.  Хотел я было  лечь  опять  спать,  но
внутренний голос говорит: «Исполни свое малое правило,  а
остальное после». Я послушался, встал с койки, в темноте,
пред Спасителем, исполнил половину своего правила и хотел
лечь  спать, но совесть опять заговорила: «Помолись перед
чудотворным образом Божией Матери», - и я пал  на  колени
перед  сим  образом  «Споручницы грешных»  с  усердием  и
умилением;   на  душе  было  приятно.  Внутренний   голос
продолжал: «Помолись, помолись Господу и Царице Небесной,
нашей  Ходатаице  перед  Сыном Своим  и  Господом  нашим,
попроси   милости   и   покрова,  о  сохранении   державы
Российской  и  о  сохранении христолюбивых  людей,  и  об
одолении врагов видимых и невидимых, и о поставлении Царя
в России по сердцу Своему, и о сохранении обители нашей и
живущих в ней, братии нашей, и о сохранении от злых людей
и   страхований,   от  глада,  потопа,   огня,   меча   и
междоусобныя брани. Сохрани, Милостивая Владычице обитель
нашу  и  братию нашу, живущую с настоятелем о.  Павлином.
Как Ты Сама пришла от далеких мест к нам грешным спасти и
сохранить    обитель   сию   Своим   честным    покровом,
ходатайством   пред  Сыном  Твоим  и  Богом   нашим.   О,
преподобные отцы наши, Сергие и Германе, не оставьте нас,
грешных;  милостивии, помолитеся о нас Господу  вместе  с
Богородицей,  да сохранит нас Господь Своею  милостию  по
вашей просьбе».
   Так  предстоя  пред чудотворным образом Божией  Матери
молился я. Внутренний голос говорил мне: «Попроси об этом
в  ночную  темноту с усердием». Когда я, грешный,  кончил
свое  прошение,  лег спать опять. Через  немного  времени
ударили  в колокол к полунощнице. Я проснулся и  пошел  в
церковь.  Весь день я, грешный, чувствовал  себя  хорошо.
Эта  песнь  все время звучала у меня в ушах. В  эту  ночь
была зверски уничтожена семья Николая II.
 
 
       Из документов, собранных Георгием Новиковым
 
            (напечатаны в Санкт-Петербургских
                епархиальных ведомостях)
 
   В  1958  году  12-летняя православная русская  девочка
Галина,   проживавшая   в   местечке   Хиславичи   бывшей
Могилевской  губернии,  в  100  верстах  к   востоку   от
Могилева, ныне в Смоленской области, видела сон. Как бы в
каком-то  помещении  на  возвышенном  месте  стоял  Царь-
мученик  Николай II. Одет он был в старую русскую  форму,
как  в  царской  армии, с орденами. Был он  с  бородой  и
русыми  волосами,  очень русским  лицом,  и  «как  Бог  -
святой».  Он  ласково  смотрел на нее,  и  сказал  что-то
хорошее,  но что именно, она не помнит. Чувство  ее  было
такое,   что  она  нисколько  не  испугалась,   ей   было
интересно,  а в сердце были умиротворение, спокойствие  и
радость.  Поутру девочка рассказала сон своей бабушке,  с
которой  жила,  «что  видела Бога, как  Царя»,  в  старой
русской  военной форме. «Откуда ты знаешь,  что  это  был
Царь? Можно подумать, ты Царя в жизни видела!» - спросила
бабушка.  Царя  Галина в жизни действительно  никогда  не
видела, даже на фотографиях, или на портретах, но  именно
таким  его  и представляла, думала еще раньше, и  уверена
была, что он именно так и должен выглядеть. «Как бы войны
не было», - сказала бабушка. «Сейчас?» - спросила Галина.
«Нет, на твоем веку», - ответила та.
   Как известно, русские православные люди особо почитают
святого   Николая  Чудотворца,  которого   чаще   именуют
Николаем Угодником. Некоторые ветхие старушки иных святых
и  не  знают, порой путая образ Спасителя с ликом святого
Николая   Чудотворца.   Однажды,   в   пору   современных
притеснений,    а    было   это    в    последние    годы
коммунистического ига, одна богомольная старушка во время
поста  молилась  в  храме  святому  Николаю  Угоднику   о
спасении  России.  И  вот,  в какой-то  момент  перед  ее
глазами  разостлался  как  бы  туман,  в  дымке  которого
явились ей двое. Впереди шел святой Николай Чудотворец  и
вел  за руку Государя Николая Александровича. Обратившись
к  молящейся,  святой Николай Чудотворец  сказал:  «Почто
просишь  меня?  У  России  ныне  есть  заступник,  его  и
моли!»  -и,  указав  на  Государя,  добавил:  «Вот  новый
Николай   Угодник,   благоверный   Царь-мученик,   святой
молитвенник за Россию и за русский народ».
 
 
                      Портрет Царя
 
   Цезарь Голодный, сын известного поэта, певца революции
Михаила    Голодного,    человек    неверующий,    крайне
рациональный, рассказал мне в начале 60-х  годов,  что  в
войну,  когда ему было 14 лет, он с мальчишками тушил  на
крышах зажигательные бомбы. И однажды в одном из домов на
чердаке на них свалился откуда-то сверху деревянный ящик.
Он  с  треском  раскололся и они увидели большой  портрет
Николая II в золоченой раме. Мальчиков охватил непонятный
им самим ужас. Они стояли, как завороженные и смотрели на
портрет.  Чего  испугались они? Прикосновения  к  чему-то
запрещенному,     невероятному     посреди      советской
действительности? Тогда ведь, при Сталине, могли обвинить
в  укрывательстве  портрета и огромный срок  дать.  Пойди
потом  докажи  другое. Уже в одном  факте,  что  они  это
видели,  был  с  точки зрения власти криминал,  наглядная
антисоветская  агитация. «Да нет же, - сказал  Цезарь,  -
это  был  совсем иного рода страх. В это  время  уже  шли
похоронки, одна за другой...» - и он стал называть убитых
на войне молодых ребят, немного старше его, из его двора.
   «Какая  связь  между  войной и царским  портретом?»  -
спросил  я.  -  «В том-то и дело, что здесь,  на  чердаке
произошло то, что, как молния просветило сознание: как  в
каком-то  странном калейдоскопе Царь и эта война,  и  вся
наша  жизнь соединились в одно. - сказал он. -  Глядя  на
лицо  Царя  я  вдруг пронзительно, отчетливо  понял,  что
возмездие  существует.  Мы убежали,  оставив  на  чердаке
портрет, и никогда не обсуждали это событие между  собой.
Но  то,  что  мне  тогда открылось, навсегда  осталось  в
душе».
 
 
                     Фотография Царя
 
   Чудо  -  не  только явная благодать, не только  внешне
выходящее из ряда события, это встреча, которая  остается
на  всю жизнь. Это то, что на душу влияет, так что в душе
что-то меняется навсегда. Обнажается правда, которая выше
всяких  разговоров и слов, и это дается как  очевидность.
Завеса  лжи  сдернута  и  тайное  стало  явным.  Хотя   в
советские   годы  все  было  сделано,  чтобы   ничто   не
напоминало о личности Царя, и образ его появлялся  только
в карикатурном виде, но в жизни многих людей он продолжал
напоминать   о   себе.  Для  некоторых  достаточно   было
посмотреть на фотографии, чтобы что-то понять.
   Прихожанка  нашего  храма Анна  Г.  рассказывает,  что
когда  ей  было  10 лет (это были сталинские  годы),  она
впервые   увидела  фотографии  Царя   и   его   семьи   в
дореволюционном журнале «Нива». «Лицо Царя поразило  меня
тем,  что  показалось очень знакомым  и,  конечно,  своим
удивительным    благообразием   и   благородством.    Это
действительно   настоящий  Царь,  подумала   я.   Чувство
благоговения у меня вызвали фотографии его жены и  детей.
Я  поняла,  что это люди высшего порядка, равных  которым
среди  тех, кто окружал меня, нет. В их лицах было  такое
близкое,  как будто они сейчас готовы принять  участие  в
твоей  жизни. С тех пор я никогда не воспринимала никакой
клеветы  в адрес Царской фамилии. И одна мысль неотступно
преследовала  меня:  как  же  такую  семью   можно   было
расстрелять?»
   Чудо  -  узнавание. Как грудной ребенок,  вырастая  из
младенчества, изо всех бесчисленных лиц узнает свою маму,
как  в  браке узнают суженого: «Я его узнала»,  «Он  меня
узнал». Это узнавание - большое счастье, будь то в  плане
личной жизни, будь то в плане судьбы страны. Одна женщина
рассказывала, как она молилась в детстве, чтобы  ей  было
дано  узнать,  что  произошло в 1917  году.  Ее  родители
говорили  ей,  что все дело было в том, что были  честные
большевики,  и  нечестные. И вот, ей приснился  подробный
сон,  котором открылась истина. В этом смысле  фотография
Царя  была, как сон. Бог вознаграждает алчущих и жаждущих
правды,  и  Бог  не  любит тех, кто прячется  от  правды,
обманывая себя. («Не надо, не надо нам этого знать» -  со
страхом   говорят  они).  А  на  желание  правды   Высшее
существо, высший мир отзывается, идет навстречу, так  что
даже  какому-нибудь  матерому  диссиденту  В.  Буковскому
открывается, что дело не в политике.
   Душа  изначально все знает, потому что  по  природе  -
христианка, просто не все сразу происходит. В  сталинское
время одна девочка-третьеклассница в Москве позвала  свою
подругу  к  себе домой, как бы приглашая ее к  тайному  и
запретному:  «Идем,  я тебе что-то покажу».  У  нее  было
спрятано  изображение Спасителя; иллюстрация  из  Библии,
Дорэ.  «Я увидела, - рассказывала через много лет  гостья
этой  девочки,  - что-то очень знакомое, то,  что  всегда
знала,  и  что надо было только вспомнить.  "Кто  Он?"  -
спросила  я  ее.  "Он чисто русский" - уверенно  ответила
девочка».  И  в  этом бесконечно наивном ответе  было  на
самом  деле высшее богословие: в каждом человеке и каждом
народе подлинно только то, что принадлежит Христу.
   Разве не созвучен этот рассказ с тем, что произошло  с
фотографией Царя? Когда я беседовал с Анной Г. по  поводу
ее  воспоминания,  она сказала: «Я  не  очень  фотографии
воспринимаю,   а   здесь  это  лицо  действительно   меня
поразило.  Оно  и  значительное, оно и  сердечное.  Видно
было,  что человек поставлен Богом быть Царем, и  что  он
всем  нужный. И отмеченность особая святости была у него.
Я  не  смела произнести тогда этого слова, но чувствовала
именно  так.  Во всяком случае это сыграло  роль  в  моем
неприятии советизма, а потом помогло мне многое понять на
пути к вере».
   Я  слушал  ее  и думал, что как бы кто ни  смотрел  на
Царя,  никому  невозможно отрицать, что лицо  его  всегда
исполнено  подлинной значительности. А также о  том,  что
икона  Царя  в  Зарубежной Церкви -  по  существу  просто
фотография  с нимбом, и некоторые фотографии  Царственных
мучеников воспринимаются как иконы. Не случайно во многих
православных домах они висят вместе с иконами.

В оглавление
Продолжение

Сайт управляется системой uCoz